60 лет в области науки, консалтинга и образования

Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка
(институт ИТКОР)

Кто владеет знаниями — тот владеет миром!

Тел: 8 (962) 981-13-44

E-mail: office@itkor.ru

Руководитель образовательного проекта ИНОбразования Рачковская И.А. беседует с профессором, доктором технических наук, заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Премии Правительства РФ в области логистики Миротиным Л.Б.

— Уважаемый Леонид Борисович, без преувеличения можно сказать, что Вы человек, с именем которого связано зарождение российской логистики. На протяжении нескольких десятилетий Вы не только обучали логистике студентов, готовили аспирантов и докторантов, представляли Россию на различных международных мероприятиях, создав мощную просветительскую и образовательную структуру в виде Координационного Совета по логистике (КСЛ), Вы смогли посвятить в свою веру многие тысячи энтузиастов. Поэтому сегодня хочется задать вопрос о Вашем видении логистики: какой она представляется сегодня, что является объектами логистического управления, какую роль играют люди в логистических процессах. Огромное количество определений логистики дано различными авторами. Пожалуйста, сформулируйте актуальное сегодня определение логистики.

Понятие логистики неоднократно давались и мной в учебниках, книгах, статьях. Подводя определенный итог логистику сегодня можно определить как сознательную и связанную с затратами управленческую и исполнительскую деятельность людей, преследующих цели организованного перемещения материальных объектов и пассажиров в рамках существующих ограничений, осуществляющих такие ограничения самостоятельно или с привлечением подрядчиков. Безусловно, такие перемещения сопровождаются сопутствующими информационным и документальным обменом.

Говоря о перемещении людей, хочется говорить об этом как о главном. Прозвучавших термин «материальные объекты» часто объединяет в себе понятия «товар» и «груз». Для логистического оператора иногда не столь важно, кто является владельцем товара, но ему важно знать, кто имеет право распоряжаться грузом. Поэтому понятие товара в логистике (товарной логистики) гораздо шире, чем груза (грузовой логистики).

Такое определение логистики справедливо как для грузовладельцев (товаровладельцев), так и для логистических операторов (провайдеров).

— Следующий вопрос к Вам как преподавателю высшей школы. В научных и около научных кругах много лет не утихают дебаты относительно того правильным ли было включение подготовки специалистов по логистике в направление менеджмент. Не имея единой теории по данному вопросу мы часто готовим специалистов, которые не понимая подходов к решению проблем общей логистики и неадекватно оценивая имеющиеся ресурсы, препятствуют развитию предприятий. Поэтому интересно Ваше мнение о том, в каком взаимодействии находится логистика и управление компанией.

Логистика – это управленческая деятельность. Говоря об этом необходимо понимать, что является объектами такого управления. В первую очередь, это ресурсы. Сюда следует отнести персонал, оборудование, товар, бюджет (как связанный с самим товаром, так и с работами по его перемещению). Финансовая составляющая играет важную роль, отражаясь как на себестоимости товаров и работ, так и на доходности участников цепи поставок. Еще одной важнейшей составляющей является временной ресурс. Сроки исполнения работ, временная зависимость между различными объектами, установление приоритетности работ в зависимости от важности.

Помимо прямого управления указанными объектами существует и управление предметами и отношениями. Здесь необходимо выделить сформулированные бизнес-цели и бизнес-задачи, а так же связанные с ними различного рода планы и требования по выполнению таких целей, задач и планов. Отношения с поставщиками, клиентами, государственными регулирующими органами, субподрядчиками и агентами так же являются существенной частью логистического управления.

Поэтому логистика как управленческая деятельность является интегрированной составляющей общего процесса управления компанией.

— Два года назад Вы уже давали мне интервью (с видео записью интервью слушатели программ ИНОобразования могут ознакомиться на сайте дистанционного образования www.sdo.itkor.ru), где рассказали об истории становления логистики в России, начиная с 90-х годов и о своей работе в области логистики на транспорте. Пожалуйста, несколько слов о важности транспортной составляющей в логистике, о перемещении материальных объектов и пассажиров сегодня.

Для перемещения материальных объектов и пассажиров всегда выполняются некоторые приемы и процедуры, стандартизированные по отношению к управленческой деятельности. Любое перемещение требует организации, вытекающей из поставленных инициаторами движения целей и задач. Разумность организации, адекватность целям и задачам, возможность исполнения принятых решений – это вопросы другого порядка. На процесс перемещения влияют многочисленные факторы и ограничения, как определенные самим товаром, конкретной бизнес-схемой и конкретными условиями хозяйствования, так и ограничения, носящие глобальный, сезонный, погодный или природный характер, а так же связанные и инфраструктурными ограничениями или государственным регулированием.

Всякое перемещение сопровождается информационным обменом данными в виде документооборота, созданном участниками перемещения или установленным и стандартизированным государством. Насколько правилен и полон информационный обмен – это также вопрос другого порядка.

Люди – грузовладельцы или товаровладельцы – задумавшие перемещение материальных объектов, или сами осуществляют такое перемещение, или прибегают к помощи логистического оператора или провайдера. Тех кто возьмется за такую работу по перемещению, распределяя между собой и нанятыми специалистами расходы, доходы, обязанности, ответственность и вырабатывая с ними процедуру взаимодействия. В свою очередь, люди задумавшие осуществлять перевозки  пассажиров, также будут исполнять такую работу сами, или привлекут кого-либо. Логистические операторы решат, самим им делать всю работу, или часть работ делегировать другим логистическим операторам, или купить те сервисы, которые они не могут исполнить сами.

Поэтому основная цель перемещения – это в первую очередь решение бизнес-задач, связанных с реализацией товара и получение прибыли от такой реализации. К сожалению, не всегда так происходит. Например, военные перебрасывают снаряжение самолетами в рамках выделяемого бюджета, не предполагая извлечение прибыли от такого перемещения снаряжения. Городской общественный транспорт дотируется государством, поскольку доходы от его работы ниже расчходов на его содержание, но социальная функция такого транспорта должна исполняться. Сами торговые компании, доставляя товар своим клиентам, несут при этом расходы, потом по какой –либо причине вывозят на свои склады обратно уже однажды проданное, а иногда и уничтожают такие вывезенные товары.

Возникает вопрос – если деньги не зарабатываются, а только тратятся или просто теряются, то есть ли в этом логистика или нет? Есть!

Другое дело, что расходы на логистику должны быть аккуратно пробюджетированы, расходование средств в рамках бюджеты должно контролироваться, а также должны предприниматься постоянные усилия по оптимизации расходов с тенденцией к их снижению. Сформулированные положения относятся и к области перемещения.

Уважаемый Леонид Борисович, руководство проекта ИНОбразование благодарит Вас за предоставленную возможность узнать Ваше мнение, мнение одного из ведущих российских специалистов по логистике, и ознакомить с ним наших слушателей и гостей сайта. Желаем Вам дальнейших творческих успехов!