ИТКОР

Дистанционное повышение квалификации

Почему все больше преподавателей вузов выбирает дистанционное повышение квалификации? (мнение психолога)

— Интерес со стороны университетских преподавателей к дистанционным программам повышения квалификации обозначился с первых дней работы нашего проекта. Что, на ваш взгляд, служит исходным мотивом такой активности?

          — Мне видится не одна причина, а как минимум целых две группы мотивирующих факторов. Остановимся на каждой. Первая, легко объяснима с точки зрения сложившейся ситуации, когда при перевыборах на должность профессорско-преподавательского состава (ППС) требуется свидетельство о повышении квалификации установленного образца. В настоящее время большинство университетов уходит от практики выборов преподавателей на пять лет. Нормой становится заключение контрактов на три и даже один год. Отсюда необходимость стандартного повышения квалификации к каждым перевыборам. Вторая причина из этой же группы касается выплат стимулирующего характера. Многие вузы при расчете данных выплат по итогам года или другого периода, в качестве обязательного критерия оценки работы ППС принимают повышение квалификации. Причем, в ряде случаев – это должно быть ежегодное обучение, стандартным объемом 72 часа.

          Но мне, как специалисту в области психологии, больше интересна вторая группа причин, побуждающих университетских и других преподавателей повышать квалификацию именно дистанционно. Главное, что неоспоримо, это экономия времени, когда изучение материала происходит удобном для слушателя режиме. И здесь, принятая вашим проектом схема обучения видится оптимальной. Во-первых, каждый слушатель может приступить к занятиям в любое удобное ему время, не дожидаясь набора группы. Во-вторых, это предоставленная слушателю возможность проходить обучение с той интенсивностью, которая ему удобна. Условно, за месяц или за три, сделав необходимый перерыв, например, на командировку или сессию. К сожалению, не все обучающие структуры могут предоставить подобные условия. Преподаватели, имея не однородную нагрузку, часто не могут вписаться в тот график, который предлагает им та или иная программа повышения квалификации.

          Вторым важным моментом данной группы причин является то, что каждый преподаватель – это самодостаточный, уже сложившийся специалист, основным родом занятий которого так же является обучение. Согласитесь, далеко не каждый преподаватель хочет оказаться в роли ученика. Возможные стрессы в виде боязни показаться менее компетентным в сравнении с коллегами, получить низкую оценку или подвергнуться публичной критике, часто являются побуждающим мотивом прибегнуть к дистанционному обучению. Еще один важный момент заключается в том, что многие вузовские преподаватели часто сами не готовы слушать лекции. Им легче воспринимать материал при самостоятельном изучении. Ясно, что преподавателем невозможно стать, не имея самодисциплины и интереса к изучению нового материала. Именно поэтому хорошо систематизированный, подобранный в программах дистанционного образования материал становится более востребованным и интересным.

          Еще одним побуждающим фактором, прибегнуть к дистанционному повышению квалификации является возможность преподавателя оценить собственную компетенцию в спокойной обстановке. При изучении материалов всегда можно найти не только свои слабые стороны и пробелы, но и убедиться, что ты сам мог сделать их не хуже. Это тоже один из плюсов дистанционных программ, когда в любом случае преподаватель остается в выигрыше, проводя самооценку своего уровня компетенций. На мой взгляд, дистанционное повышение квалификации – это не только удобство или необходимость, обусловленная перевыборами на должность, но и возможность приватной оценки своей квалификации в том или ином вопросе, избежав возможной критики.

          Современные технологии позволяют выстраивать систему повышения квалификации достаточно эффективно как для организаторов, так и для слушателей. Поэтому могу пожелать вашим будущим слушателям удачи, творческих успехов и профессионального роста!

Яна Шумберова, психолог